Восточная Пруссия - 100 лет без войны

    Венский конгресс, прозванный «танцующим» за пристрастие его участников к пышным балам, подвёл черту под бурной эпохой конца XVIII - начала XIX веков. Великий корсиканец, усмирённый коллективными усилиями народов, отправился на о. св. Елены доживать свой век.

    8 июня 1815 года конгресс подписал Генеральный акт о создании Германского союза, в который вошли 34 государства, в том числе Пруссия со своей восточной провинцией и четыре вольных города: Бремен, Гамбург, Любек и Франкфурт-на-Майне. Цели союза были не национальные, а чисто военные - создать общий противовес Франции на её восточной и северной границах.

    Восточная Пруссия, давшая своё имя Бранденбургскому государству и открывшая её маркграфу и курфюрсту путь к королевской короне, была окончательно низведена до положения провинции.

Тильзит в 40-е годы XIX века

    30 апреля 1815 года постановлением центрального правительства на территории Восточной Пруссии было создано два административных округа: Кёнигсбергский и Гумбинненский.

    Восточной Пруссии не удалось  сохранить автономию. По инициативе обер-президента Западной Пруссии фон Шёна в 1824 году обе провинции были объединены. С тех пор почти в течение 50-ти  лет, до образования империи, административная система объединённой провинции  - Западная и Восточная Пруссия - практически не менялась.

    Новый этап реформирования административного устройства Восточной Пруссии связан с политикой померанского юнкера Отто фон Бисмарка, которого в 1862 году король Вильгельм I назначил главой правительства. Бисмарк объединил Германию. Процесс этот занял почти 9 лет. В результате нескольких войн Бисмарк заставил подчиниться Пруссии другие немецкие государства.

Открытие железнодорожного вокзала в Кёнигсберге - XIX век

     18 января 1871 года в Версальском дворце состоялась торжественная церемония провозглашения Германской империи. В неё вошли 22 немецкие монархии и 3 вольных города. Позднее были включены и отобранные у Франции Эльзас и Лотарингия.

    В 1878 году произошло разделение Восточной и Западной Пруссии, и Восточная Пруссия вновь стала самостоятельной провинцией. Её границы  на западе проходили по линии Хайлигенбайль,   Прейсиш-Голланд, Морунген,   Остероде;   на юге - Найденбург,     Ортельсбург, Иоханнисбург,  лик;       на востоке - Олецко,  Гольдап,      Шталлупенен, Пилькаллен  и  на севере  -  крайней точкой  являлся  город  Мемель.

    

    Общая площадь провинции составляла в 80-90-е годы XIX века 36 987 кв. км., число жителей превышало 1 727 000 человек. Восточная Пруссия делилась на два округа - Кёнигсберг и Гумбиннен и 36 уездов.

    Во главе правительственных учреждений в провинции стоял обер-президент, его постоянным местопребыванием был Кёнигсберг.

     Восточная Пруссия, как и прежде, так и в XIX веке сохраняла свой традиционный аграрный характер. Очень славилось коневодство. Широкой известностью пользовались скакуны из имения Тракенен.

    В 1860 году построена железнодорожная ветка в сторону русской границы до Эйдткунена. Несколькими годами раньше фирма «Сименс и Гальске» оборудовала линию телеграфной связи от Санкт-Петербурга до Вильно и далее до Гумбиннена. Между Россией и Восточной Пруссии появилась быстрая и устойчивая связь.  С этого времени Восточная Пруссия в первую очередь Кёнигсберг, стали играть большую роль в транзите русских товаров в качестве перевалочной базы.

    В 1906 году был углублен канал Кёнигсберг - Пиллау, что позволило заходить в порт большим морским торговым судам.

    В 1816 году в посёлке Кранц (ныне г. Зеленоградск) открылся первый морской курорт. Широко известен он стал после того, как была проложена железнодорожная ветка Кёнигсберг-Кранц.

    В отличие от западных и центральных областей Пруссии, где происходил промышленный переворот, в индустриальном облике Восточной Пруссии долгое время не наблюдалось значительных изменений. Провинция хранила патриархальную старину. Города до конца XIX века имели свои владения с деревнями, лесами, пастбищами. Кёнигсберг в конце века владел 30 тысячами гектаров земли, сдавая их в аренду.

    И все же цивилизация, захватывавшая Европу, постепенно приходила и в Восточную Пруссию.

    Так, в 1830 - 1865 годах в городе Кёнигсберге  был построен вагонзавод.

    В 1853 году - открылась железная дорога Берлин - Кёнигсберг. В городе Кёнигсберге установлены первые 720 газовых фонарей. В 1874 году - в городе начала действовать водопроводная сеть.

Восточная Пруссия была родиной таких деятелей, как, конечно же, И. Кант; А.К. Йензен и Г. Гец (композиторы); Агнесс Мигель (поэтесса); Кэте Кольвиц (художница). Жил и работал в Восточной  Пруссии литовский драматург и философ Видунас.

    В 1870-1875 годы  по проекту архитектора  Генриха Миллера было построено здание Биржи. В 1901 году мемориальная кирха в честь королевы Луизы. На месте нынешнего драмтеатра был театр имени королевы Луизы, напротив него  был поставлен памятник Ф. Шиллеру.

    1895 год - пуск первого трамвая в городе. В 1878 -1901 гг. столица провинции была полностью снабжена канализацией, началась ежедневная влажная уборка улиц.

Отто фон Бисмарк

    А в это время мир снова  был  на грани войны.  Кайзер Вильгельм II отмечал в начале 1898 года: «… В Восточной Пруссии я должен держать на границе один прусский армейский корпус против трёх русских армий и девяти кавалерийский дивизий, от которых никакая китайская стена меня не  отделяет…» Чтобы усилить здесь немецкие позиции, в спешном порядке был сформирован ещё один армейский корпус. Военное противостояние России и Германии  в этом районе ужесточилось, а с началом первой мировой войны Восточная Пруссия стала ареной военных действий.

 

 

.

Сайт создан в системе uCoz